Проектная деятельность

Проектная и научно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации.
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная деятельность
Под проектом (от лат. ргоуесtuз - двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:
• разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
• предварительный текст какого-нибудь документа;
• замысел, план.
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы.
Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся.



Преимущества проектного обучения
• Учащиеся, участвующие в работе над проектами, берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционными методами учебной деятельности. В результате улучшается качество обучения. 
• Возрастание уверенности учащихся в собственных силах и возможностях и улучшение отношения к учебе.
• Усиливаются возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как мыслительные умения высокого уровня, видение и решение проблем, сотрудничество и общение.
• Появляется более широкий спектр возможностей для обучения учащихся разного уровня развития, разных в культурном отношении.

Виды проектов
Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам:
• число участников проекта;
• метод, доминирующий в проекте;
• продолжительность проекта;
• характер управления;
• характер контактов;
• предметно-содержательная область;
• масштаб применения проекта.
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
1. Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
2. Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
3. Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура такого проекта может быть следующей:
• цель проекта;
• его актуальность;
• источники информации;
• проведение “мозгового штурма”;
• обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
• результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);
• презентация.
Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
5. Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.
По продолжительности выполнения проекты могут быть:
краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),
средней продолжительности (от недели до месяца),
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
По характеру управления принято различать проекты:
непосредственные проекты – в них учащиеся имеют возможность общения с учителем “здесь и сейчас”;
сетевые (телекоммуникационные) – участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.
По характеру контактов проекты бывают региональные и международные.
По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:
1. Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
2. Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
3. Системные – требуют обращения к широкому спекру областей науки и культуры.
По масштабу применения проекты дифференцируются на:
1. Групповые – над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе.
2. Общешкольные – когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения.
3. Региональные – например, многие школы одного региона участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта).
4. Международные – их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.

Подготовка к проведению урока с использованием проектной методики
В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. 
       Многие учителя представляют использование проекта только как способ развлечь учащихся, как задание в конце учебной темы или как дополнение к заданию, лекции или тесту. Тем не менее, в проектах учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Учителя организуют учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с образовательными стандартами.
Подготовка к уроку(ам) - проекту (ам) осуществляется минимум за 1 неделю.
1. Рассмотрите календарно-тематическое планирование и определите методическую тему проекта и длительность проекта. Помните, что при изучении не всех тем применим метод проектов.
2.    Определите те компетентности, знания и умения, которым необходимо научить школьников, а затем оценить в ходе реализации учебного проекта.
 3. Подумайте, что должны будут знать, делать или понимать Ваши ученики после выполнения проекта. Сформулируйте цель, которая покажет результат проекта. Сформулируйте задачи, которые покажут пути решения достижения цели.
 4. Сформулируйте направляющие вопросы, которые состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:
5. Оценивание. Продумайте:
• Как вы узнаете, что ученики достигли целей обучения?
• По каким критериям будут оцениваться ученики?
• Какие методы оценивания вы будете использовать в рамках проекта, чтобы сообщать себе и ученикам о прогрессе в процессе обучения?
• Какие методы наблюдения и отчета вы будете использовать, чтобы подтолкнуть учеников к самоуправлению и развитию в ходе независимой или групповой работы?
6. Разработаете план деятельности, чтобы создать богатые возможности по достижению учебных целей для учеников.
7. Оформите план проекта.
8. Работа с учащимися над созданием проекта.
• Презентация проекта. Подготовить буклеты, презентацию для учащихся по знакомству с проектом.
• Уточнение творческой темы проекта.
• Деление учащихся на группы, учитывая их интересы (диагностика по изучению психолого-педагогических особенностей личности проводится в начале года и не зависит от использования проекта).
• Обсуждение с учащимися плана (этапов) работы над проектом.
• Определение форм отчета о проделанной работе на каждом этапе.
• Определения результата работы.
9. Работа учащихся по проекту.

Проекты
Виртуальный тур по музеям Глубокого
День белорусской письменности
Мой родны край - Глыбоччына
Буклет "Что ты знаешь о Беларуси?"(Scratch)
Презентация "Что ты знаешь о Беларуси"(Scratch)
Газета: "Вестник Франции"
Газета: "Правила поведения"
Газета: "СПИД"
Газета: "Дорога"
Газета: "Энергосбережение"
Газета: "Пожар"
Буклет: "Экстремальное селфи"
Участие в проектах (фото)

Работы учеников
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
Работы учащихся (Стена)

Использование веб-квестов на уроках информатики
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Учебная  деятельность может быть индивидуальной или групповой, которая в свою очередь может проходить с распределением ролей. 
Нельзя воспринимать веб-квест, как обычный поиск информации в сети, по принципу нашел - скачал. Задания должны быть построены таким образом, чтобы работая над ними,  ученики могли обобщать, анализировать,  систематизировать информацию и формировать на основании этого  новые знания и умения. Процесс работы с информацией должен носить творческий характер и способствовать формированию навыков высокого мышления.
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах. Существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников. Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику, который играет роль президента страны, например, о необходимости мирного урегулирования конфликта. Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее. Учтите при составлении квеста!
 Содержание  вэб-квеста должно  соответствовать следующим требования:  
1. Наличие темы соответствующей учебным задачам.
2. Продуманная система заданий, которые раскрывают содержание темы веб-квеста.
3. Разработка четких инструкций для работы учеников над заданиями.  
4. Грамотное использование  онлайн ресурсов, в ходе работы с которыми будут решаться определенные образовательные задачи.
5. Возможность отслеживать промежуточные результаты работы обучающихся и своевременно корректировать их действия.
6. Наличие критериев оценивания итоговых продуктов. 
Веб-квест идеально подходит для проведения следующих видов учебных занятий:
  • путешествие;
  • практикум;
  • исследование;
  • виртуальная экскурсия;
  • проблемный урок.
Средства для создания и организации  веб квеста:

 Назначение
 Сервисы для реализации
 Основной сайт веб-квеста
 Организация работы, размещение заданий
 гугл-сайт, wiki-системы, блог, статичный сайт созданный по технологии web 2.0
 Сервисы для размещения работ учащихся 
 Размещение результатов работы над заданиями 
карты онлайн, онлайн документы, сайты 
 Средства мониторинга
 Отслеживание промежуточных результатов работы 
 гугл-формы, гугл-таблицы, системы онлайн опроса
  Сервисы для создания онлайн заданий
 Позволяют создавать онлайн задания, с которыми ученики будут работать в ходе веб-квеста.
 гугл-формы, интерактивные задания  онлайн сервиса  learningapps.org., ленты времени, сервисы для создания онлайн кроссвордов и ребусов и т. д.
  Поисковые службы
Осуществление различных видов поиска в сети, для выполнения заданий
 поиск Google, Яндекс и т.д.
 Сервисы рефлексии и оказания помощи в работе
Корректировка и координирование действий при работе над заданиями, оперативное оказание помощи
 Блог, гугл-группа, гугл-мероприятие. 

Сайты Google  очень удобны для создания веб - квестов. 
Основными их преимуществами являются:
1.     Достаточно просты в создании и не требуют знания HTML-разметки.
2.     Имеют различные уровни доступа, что дает возможность приглашать редакторов, открывать и закрывать сайт для просмотра и даже настраивать доступ к отдельным страницам.
3.     Встраивать на  страницы фотографии, видео, календари, презентации, документы и другое интерактивное содержимое.
В ходе работы над заданиями  веб-квеста ведущему важно  отслеживать промежуточные результаты работы, это необходимо для своевременного оказания помощи и корректировки действий учащихся. Так же это необходимо для успешного создания итогового продукта веб-квеста. 
Для отслеживания промежуточных результатов работы важно наладить взаимосвязь участников с координатором.
Для этих целей можно использовать:
1. Таблицы продвижения в веб-квесте. Их можно создать на основе google - таблиц, которые находятся в гугл диск.
    В таблицу учащиеся вносят промежуточные результаты работы, на основе которых будет создан итоговый продукт веб-квеста.
2. Google-формы, через них можно также можно контролировать результаты работы. Используя формы,  учитель может создавать задания, а ученики через них отправлять результаты.
    3. Google - группы, этот сервис очень удобен для координации действий участников веб-квеста. В группе можно отправлять оповещения участникам квеста, оказывать помощь при возникновении затруднений. 
Итоговый продукт веб-квеста.  
Итоговый продукт веб-квеста может быть оформлен в виде презентации, сайта, карты, видеоролика  и  т.д.,  он должен раскрывать тему и иметь четки критерии оценивания. Очень важно подобрать сервисы для создания итоговых продуктов итоговых продуктов. 
Для создания  презентаций можно использовать Google презентации, которые входят в состав  Google диска. Для размещения созданных онлайн презентаций и документовможно воспользоваться многими сервисами:
1. calameo 
2. Slideshareсоциальный сервис, который позволяет конвертировать презентации PowerPoint в формат Flash и предназначен для хранения и дальнейшего личного, либо совместного их использования.Принимаются следующие форматы: PowerPoint (.ppt и .pps файлы), PDF, и OpenOffice.Максимальный размер загружаемого файла – 20 Мб. Сайт не импортирует эффекты, не позволяет отредактировать импортированную презентацию.
Если в качестве итогового продукта выбрано создание карты, то наиболее  удобным сервисом для ее создания являются карты Google..
Карты Google идеально подходят для:
1. Создание виртуальных экскурсий.
2. Визуализации цифровых данных.
3. Создание маршрутов литературных героев.
4. Отображение на картах процессов  и взаимосвязей объектов.
Сайт или страничка в Интернете.
Если вы решили, что ученики в качестве конечного продукта должны создать сайт (страницу сайта) то здесь есть два варианта. 
Первое это использование любой wiki - системы, например Летописи или любая региональная wiki. Однако у wiki-проектов есть ряд недостатков:
1. Открытость системы - любой пользователь может вносить правки и просматривать  материалы, что не всегда уместно при проведении веб-квеста.
2. Некоторые сложности возникают при использовании wiki-разметки и встраивании внешних продуктов.
Второй вариант - это использование сайта Google.


Веб-квесты
Веб-квест по информатике "Страна алгоритмов"
Веб-квест по информатике "Безопасность в сети Интернет"

Комментариев нет:

Отправить комментарий